Михаил Иванович Дьяченко был не только отцом Ольги Михайловны, но и ее первым учителем в психологии. Это был удивительный человек.
Михаил Иванович родился 16 февраля 1919 г. в с. Седнев Черниговской области. Уже в детстве у него появилась тяга к познанию, он много читал и уже к концу школы знал два языка: немецкий и французский. Окончив с отличием школу в 1937 г., он решил поступать в Киевский университет. На вступительном экзамене члены комиссии посоветовали ему подать заявление на гуманитарный факультет, отметив высокую культуру его речи, но Михаил Иванович сказал: «Хочу быть математиком», и был зачислен на физико-математический факультет.
Великая Отечественная война прервала учебу. М.И. Дьяченко добровольцем пошел на фронт. Ему, как и многим, предложили сдать зачетку и студенческий билет на хранение, но на свой страх и риск он решил не отдавать документы, прошел с ними всю войну, держа их при себе в левом внутреннем кармане гимнастерки.
Свой фронтовой путь М.И. Дьяченко начал в должности рядового, а уже в 1942 г. стал комсоргом кавалерийского полка. Во время войны он выполнял различные задачи, но в первую очередь был прифронтовым разведчиком, вследствие чего ему часто приходилось пересекать линию фронта и находиться в тылу противника. М.И. Дьяченко попадал в чрезвычайно сложные ситуации, но никогда не терял самообладания.
Так, однажды он один оказался в деревне, намного опередив наступающие советские войска. Обратившись к местному жителю с просьбой налить воды, он узнал, что в его доме находятся немцы. М.И. Дьяченко так комментировал эту ситуацию: «Я ему говорю: "Пусть выходят и сдаются". Держу в одной руке гранату, а в другой — автомат. Стою и жду. И вдруг вижу — открывается дверь, и выходят пятеро немцев с поднятыми вверх руками, при этом у каждого в руках оружие. Я приказал им положить оружие и вел их более 10 км до расположения частей». Оценивая свой поступок, он с иронией отмечал, что немцы оказались глупее хотя бы потому, что их было пятеро, а ему «просто повезло по молодости». М.И.Дьяченко часто повторял, что ему помогала выходить из критических ситуаций интуиция. Например, он чувствовал: нужно переползти в другую сторону, и действительно, в том месте, где он только что находился, вдруг разрывался снаряд. Кроме того, он никогда не терялся. Если оказывался на дороге под бомбами, то никогда не бросался в канаву, лужу или в грязь, как это часто делали и советовали другие, — он всегда смотрел и оценивал, куда упадет бомба, и только потом принимал решение и просто перемещался в безопасное место. М.И. Дьяченко прошел всю войну, которая закончилась для него в Будапеште. Он сражался в боях на западном, брянском, донском, 1-м белорусском, 2-м украинском фронтах, был участником обороны Москвы, Сталинграда, битвы на Курской дуге и других сражений. М.И. Дьяченко награжден орденом Славы, дважды орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За отвагу» и другими наградами.
По окончании войны он хотел вернуться в университет, но его не отпустили из армии, тогда он решил продолжить свое образование заочно по месту службы. Благодаря тому, что зачетка и студенческий билет были всегда с ним, его приняли на IV курс Благовещенского государственного педагогического института им. М.И. Калинина, который он и закончил в 1948 г. по специальности «Математика и физика». Там же в Благовещенске М.И. Дьяченко женился на преподавателе пединститута Надежде Захаровне. В 1948 г. у них родилась дочь Ольга. В 1950 году М.И. Дьяченко поступил в адъюнктуру Высшего военно-педагогического института в Ленинграде. Своими учителями, которым посвящены многие его работы, он считал Б.Г. Ананьева и Г.Д. Лукова.
В 1952 г. М.И. Дьяченко защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологический анализ подвига советского воина». С 1953 г. он занимался научно-преподавательской деятельностью в Военно-политической академии им. В.И. Ленина. По его инициативе там была создана кафедра военной педагогики и психологии, которая стала первой научной школой военных психологов.
М.И. Дьяченко является создателем современной отечественной школы военной психологии, которая основана не только на теоретическом анализе военных проблем, но и на реальной практике боевой деятельности. В 1969 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Психологический анализ боевой деятельности советских воинов».
М.И. Дьяченко ушел в отставку в звании полковника. Ему неоднократно предлагали занимать высокие должности, но он предпочитал быть преподавателем и ученым. Он разрабатывал военную психологию, исходя из того, что она является не только отраслью психологии, но и частью военной науки в целом. Он подчеркивал, что военная психология должна быть максимально приближена к военной практике, а потому преподавать ее должны прежде всего те, у кого, с одной стороны, есть боевой опыт, а с другой — глубокие теоретические знания.
За время своей научной деятельности он подготовил несколько поколений военных психологов. Под его руководством было защищено более 30 диссертаций по военно-психологической проблематике. В своих исследованиях и публикациях он выступал против чрезмерной идеологизации отечественной военно-психологической науки. Он говорил о необходимости учета дореволюционного военного опыта в области психологии и разработки новой методологии военной психологии.
М.И. Дьяченко общался практически со всеми ведущими психологами своего времени, был участником съездов психологов и психологических конференций. Помимо военных аспектов М.И. Дьяченко интересовал широкий спектр вопросов психологии, включая психологию высшей школы. Совместно с Л.А. Кандыбовичем он написал книгу «Психология высшей школы», которая выдержала на сегодняшний день уже шесть изданий (более подробно со списком трудов Михаила Ивановича можно ознакомиться здесь). М.И.Дьяченко по праву является основателем отечественной военной психологии.
Все свободное время Михаил Иванович отдавал занятиям с любимой дочерью. Он много беседовал с ней о литературе, о проблемах человека, о перспективах и роли такой науки, как психология. Михаил Иванович понимал, что только высоко образованный человек, освоивший культурное наследие, способен быть оригинальным психологом. Поэтому вместе с Надеждой Захаровной, он постарался дать Ольге максимально глубокое образование: она дополнительно с преподавателями занималась английским языком, с отличием закончила музыкальную школу, научилась печатать на машинке и уже в школьном возрасте помогала Михаилу Ивановичу готовить к публикации научные тексты. Но главное, чему он ее научил – дорожить временем и плодотворно работать.
Именно отец сформировал мировоззрение Ольги Михайловны, и к окончанию школы она знала, что свою судьбу она свяжет только с психологией.