Дьяченко
Ольга Михайловна
Ru En

Дьяченко Михаил Иванович

Дьяченко Михаил Иванович

Михаил Иванович Дьяченко был не только отцом Ольги Михайловны, но и ее первым учителем в психологии. Это был удивительный человек.

Михаил Иванович родился 16 февраля 1919 г. в с. Седнев Черниговской области. Уже в детстве у него появилась тяга к познанию, он много читал и уже к концу школы знал два языка: немецкий и фран­цузский. Окончив с отли­чием школу в 1937 г., он ре­шил поступать в Киевский университет. На вступитель­ном экзамене члены комис­сии посоветовали ему по­дать заявление на гуманитар­ный факультет, отметив вы­сокую культуру его речи, но Михаил Иванович сказал: «Хо­чу быть математиком», и был зачислен на физико-ма­тематический факультет.

Ве­ликая Отечественная война прервала учебу. М.И. Дьячен­ко добровольцем пошел на фронт. Ему, как и многим, предложили сдать зачетку и студенческий билет на хране­ние, но на свой страх и риск он решил не отдавать доку­менты, прошел с ними всю войну, держа их при себе в левом внутреннем кармане гимнастерки.

Свой фронтовой путь М.И. Дьяченко начал в должности рядового, а уже в 1942 г. стал ком­соргом кавалерийского полка. Во время войны он выполнял различные задачи, но в первую очередь был прифронтовым разведчиком, вслед­ствие чего ему часто приходилось пересекать линию фронта и находиться в тылу противника. М.И. Дьяченко попадал в чрезвычайно сложные ситуации, но никогда не терял самообладания.

Так, однажды он один оказался в деревне, на­много опередив наступающие советские войска. Обратившись к местному жителю с просьбой на­лить воды, он узнал, что в его доме находятся немцы. М.И. Дьяченко так комментировал эту ситуацию: «Я ему говорю: "Пусть выходят и сда­ются". Держу в одной руке гранату, а в другой — авто­мат. Стою и жду. И вдруг ви­жу — открывается дверь, и выходят пятеро немцев с под­нятыми вверх руками, при этом у каждого в руках ору­жие. Я приказал им поло­жить оружие и вел их более 10 км до расположения час­тей». Оценивая свой посту­пок, он с иронией отмечал, что немцы оказались глупее хотя бы потому, что их было пятеро, а ему «просто повез­ло по молодости». М.И.Дья­ченко часто повторял, что ему помогала выходить из кри­тических ситуаций интуиция. Например, он чувствовал: нужно переползти в другую сторону, и действительно, в том месте, где он только что находился, вдруг разрывался снаряд. Кроме того, он никогда не терялся. Если оказывался на дороге под бомбами, то никогда не бросался в канаву, лужу или в грязь, как это часто делали и советовали другие, — он всегда смотрел и оценивал, куда упадет бомба, и только потом принимал решение и просто перемещался в безопасное место. М.И. Дьяченко прошел всю войну, которая закончилась для него в Будапеш­те. Он сражался в боях на западном, брянском, донском, 1-м белорусском, 2-м украинском фрон­тах, был участником обороны Москвы, Сталинграда, битвы на Курской дуге и других сражений. М.И. Дьяченко награжден орденом Славы, дваж­ды орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За отвагу» и дру­гими наградами.

По окончании войны он хотел вернуться в университет, но его не отпустили из армии, тог­да он решил продолжить свое образование заоч­но по месту службы. Благодаря тому, что зачетка и студенческий билет были всегда с ним, его приняли на IV курс Благовещенского государст­венного педагогического института им. М.И. Ка­линина, который он и закончил в 1948 г. по спе­циальности «Математика и физика». Там же в Благовещенске М.И. Дьяченко женился на преподавателе пединститута Надежде Захаровне. В 1948 г. у них родилась дочь Ольга. В 1950 году М.И. Дьячен­ко поступил в адъюнктуру Высшего военно-пе­дагогического института в Ленинграде. Своими учителями, которым посвящены многие его ра­боты, он считал Б.Г. Ананьева и Г.Д. Лукова.

В 1952 г. М.И. Дьяченко защитил кандидат­скую диссертацию на тему «Психологический анализ подвига советского воина». С 1953 г. он за­нимался научно-преподавательской деятельностью в Военно-политической академии им. В.И. Ле­нина. По его инициативе там была создана ка­федра военной педагогики и психологии, кото­рая стала первой научной школой военных пси­хологов.

М.И. Дьяченко является создателем совре­менной отечественной школы военной психоло­гии, которая основана не только на теоретичес­ком анализе военных проблем, но и на реальной практике боевой деятельности. В 1969 г. он защи­тил докторскую диссертацию на тему «Психоло­гический анализ боевой деятельности советских воинов».

М.И. Дьяченко ушел в отставку в звании полковника. Ему неоднократно предлагали зани­мать высокие должности, но он предпочитал быть преподавателем и ученым. Он разрабатывал военную психологию, исходя из того, что она является не только отраслью психологии, но и частью военной науки в целом. Он подчеркивал, что военная психология должна быть максимально приближена к военной практике, а по­тому преподавать ее должны прежде всего те, у кого, с одной стороны, есть боевой опыт, а с другой — глубокие теоретические знания.

За время своей научной деятельности он под­готовил несколько поколений военных психоло­гов. Под его руководством было защищено более 30 диссертаций по военно-психологической про­блематике. В своих исследованиях и публикаци­ях он выступал против чрезмерной идеологиза­ции отечественной военно-психологической на­уки. Он говорил о необходимости учета дорево­люционного военного опыта в области психоло­гии и разработки новой методологии военной пси­хологии.

М.И. Дьяченко общался практически со все­ми ведущими психологами своего времени, был участником съездов психологов и психологичес­ких конференций. Помимо военных аспектов М.И. Дьяченко интересовал широкий спектр во­просов психологии, включая психологию высшей школы. Совместно с Л.А. Кандыбовичем он на­писал книгу «Психология высшей школы», кото­рая выдержала на сегодняшний день уже шесть изданий (более подробно со списком трудов Михаила Ивановича можно ознакомиться здесь). М.И.Дьяченко по праву является основате­лем отечественной военной психологии.

Все свободное время Михаил Иванович отдавал занятиям с любимой дочерью. Он много беседовал с ней о литературе, о проблемах человека, о перспективах и роли такой науки, как психология. Михаил Иванович понимал, что только высоко образованный человек, освоивший культурное наследие, способен быть оригинальным психологом. Поэтому вместе с Надеждой Захаровной, он постарался дать Ольге максимально глубокое образование: она дополнительно с преподавателями занималась английским языком, с отличием закончила музыкальную школу, научилась печатать на машинке и уже в школьном возрасте помогала Михаилу Ивановичу готовить к публикации научные тексты. Но главное, чему он ее научил – дорожить временем и плодотворно работать.

Именно отец сформировал мировоззрение Ольги Михайловны, и к окончанию школы она знала, что свою судьбу она свяжет только с психологией.