Цель исследования: изучение роли диалектического мышления в понимании детьми дошкольного возраста физического взаимодействия.
Методологической основой исследования является стурктурно-диалектический метод анализа процессов понимания физической причинности детьми дошкольного возраста
Цель исследования: изучение диалектических наглядных схем в качестве средств диалектического мышления дошкольников.
Положения, выносимые на защиту: 1. Диалектические наглядные схемы (ДНС) являются универсальными средствами диалектического мышления детей дошкольного возраста. 2. Возможна целенаправленная активизация диалектического мышления путем овладения ДНС. 3. Оперирование ДНС в качестве мыслительных средств эффективно влияет на развитие детской креативности. 4. Использование ДНС в качестве диалектических мыслительных средств окаывает позитивное воздействие на интеллектуальное развитие дошкольников в целом
В диссертационном исследовании осуществлена попытка разработки проблемы творческого мышления старших дошкольников в зависимости от особенностей образных средств отражения предметных связей и отношений. Автором изучены со структурных позиций феномен и специфика творческого мышления детей дошкольного возраста, вариантное разнообразие высокой креативности: высокий уровень развития либо комплексных, либо циклических представлений, либо образов включения.
В исследовании на экспериментальной основе доказана возможность развития творческого мышления старших дошкольников посредством специально организованной системы развивающего обучения.
Исследование расширило и углубило знания о структуре средств творческого мышления старших дошкольников, об особенностях его развития в старшем дошкольном возрасте, о возможности его активизации.