Веракса
Николай Евгеньевич
Ru En

Диссертации

Подбор параметров
Год
Все
Тип публикации
Все
Авторы
Все
Ключевые слова
Все
Андреева Е.Б.
Социально-психологические факторы восприятия нормативных ситуаций учащимися колледжей. Дисс. канд. психол. наук. - М., МГППУ, 2011.
Воробьева Е.В.
Особенности символических представления младших школьников об одноклассниках. Дисс. канд. психол. наук. – Москва, МГППУ, 2010.
Юшваева И.У.
Роль профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов. Дисс. канд. психол. наук. – Москва, МГППУ, 2009.
Баянова Л. Ф.
Проблема взаимодействия субъекта и культуры в отечественно психологии ХХ века. Дисс. д. психол. наук. – Москва, Институт психологии имени Л.С.Выготского, РГГУ, 2009.
Ульянова В.П.
Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с деликвентным поведением. - М., МГППУ, 2008.
Белолуцкая А.К.
Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых. Дисс. канд. психол. наук. – М., Институт развития дошкольного образования РАО, 2006.

Цель исследования: выявление особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых в различных образовательных условиях

Научная новизна работы заключается в том, что впервые был проведен сравнительный анализ возрастных особенностей развития диалектических действий и различных стратегий оперирования противоположностями на протяжении жизни человека.

Рачкова Е.В.
Особенности механизма уровневого анализа научных текстов у студентов младших курсов и возможности его активизации. Дисс. канд. психол. наук. – М., МГППУ, 2005.

Частные гипотезы: <...> активизация механизма уровневого анализа научных текстов возможна в условиях позиционного обучения.

Научная новизна: впервые описан механизм уровневого анализа научных текстов, исследованы его особенности и выделены основные стадии развития, а также экспериментально подтверждена его продуктивность при решении различного типа задач.

Корзинкина Н.А.
Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2004.

Цель исследования: определить типичные для подростков ситуации социального взаимодействия с заданной нормой в условиях современной средней школы и выявить факторы, влияющие на поведение подростков в них.

Гипотеза исследования: <...> Главным регулятором поведения подростка в нормативной ситуации является институционально установленное правило или норма.

Ильин А.В.
Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2004.
Крашенинников Е. Е.
Психологические взгляды Фомы Аквинского. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2002.

Цель исследования: проанализировать психологические взгляды Фомы Аквината, определить их место в структуре развития психологической мысли, ввести их в контекст отечественной истории психологии.

Положения, выносимые на защиту: <...> 2. Основным методом исследования психологических явлений у Фомы Аквинского является структурно-диалектический метод, заключающийся в поиске сущностных противоречий в исследуемом объекте и продуктивном их разрешении путем выстраивания опосредствующих категорий <...>

Холина Н.А.
Развитие у дошкольников морального выбора в условиях воображаемого действия. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2000.

Цель исследования: раскрытие условий, обеспечивающих успешное развитие у детей морального выбора.

Положения, выносимые на защиту: <...> Личностная норма возникает в результате преобразования проблемной противоречивой ситуации при столкновении личных интересов с требованием исполнения моральной нормы ребенком. (Противоречивая ситуация анализируется в контексте структурно-диалектического подхода и рассматривается как средство, обеспечивающее процесс соотнесения моральных норм разного уровня).

Романова Е.В.
Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М., 2000.
Литовченко Л.Н.
Трансформация образа предмета при построении обобщения в дошкольном детстве. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2000.

Цель исследования: изучение условий, обеспечивающих успешное протекание диалектических преобразований образа предмета в процессе становления детских обобщений.

Гипотезы исследования: <...> 2) Процесс трансформации обусловлен применением диалектических умственных действий и имеет возрастные особенности; 3) Процесс обобщения в дошкольном возрасте активизируется, посредством развития способности к диалектическим преобразованиям образа предмета.

Багова Р.Х.
Субъективное пространство возможного действия как фактор самоопределения личности. Дисс. канд. психол. наук. – М., Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания РАО, 2000.

Цель исследования: выявить условия, способствующие проявлению у школьников собственной личностной позиции в разнообразных проблемных ситуациях на основе изучения взаимосвязей между особенностями развития субъективного пространства возможного действия и становлением личностного самоопределения.

Гипотеза исследования: <...> Диалектическое мышление как форма творческого мышления принимает участие в организации субъективного пространства возможного действия.

Поздеева Г.З.
Диалектическое мышление в структуре целеполагания у старших подростков. Дисс. канд. психол. наук. – М., Институт семьи и воспитания РАО, 1999.

Цель исследования: выявление роли диалектического мышления в процессе целеполагания.

Гипотеза исследования: диалектическое мышление выступает компонентом целеполагающей активности субъекта, позволяя построить поле целей субъекта в ситуации и структурировать их в единую систему

Чикирева Э.Ю.
Психологические условия развития обучаемости в детском возрасте. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 1998.
Баринова В.В.
Диалектические структуры высказывания у дошкольников. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 1997
Самсонова Е.В.
Игровое моделирование как механизм развития взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 1997.

Цель исследования: изучение особенностей развития взаимоотношений старших дошкольников со сверстникаи в процессе игрового моделирования.

Методологической основой исследования выступило положение структурно-диалектического подхода Н.Е.Вераксы о диалектических механизмах преобразования оппозиционных структур межличностных взаимоотношений

Рзаева Е.И.
Развитие игрового пространства в дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1997.

Цель исследования: раскрытие специфики генезиса игрового пространства в дошкольном детстве.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем в рамках структурно-диалектического подхода впервые поставлена проблема игрового пространства как особого феномера игровой деятельности, выявлены его структура и уровни развития, изучен механизм вхождения в игровое пространство и исследована динамика развития игрового пространства.

Багдасарова Н. А.
Психологические особенности понимания учебного материала в школьном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. – Бишкек, Кыргызский институт образования, 1997.

Цель исследования: изучение психологических особенностей понимания учебного материала у школьников.

Научная новизна: впервые дается описание логической позиции как способа категоризации информации в процессе понимания, выявлены три логические позиции (предметная, формальная и диалектическая) и прослежена их возрастная динамика.