Цель исследования: выявление особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых в различных образовательных условиях
Научная новизна работы заключается в том, что впервые был проведен сравнительный анализ возрастных особенностей развития диалектических действий и различных стратегий оперирования противоположностями на протяжении жизни человека.
Частные гипотезы: <...> активизация механизма уровневого анализа научных текстов возможна в условиях позиционного обучения.
Научная новизна: впервые описан механизм уровневого анализа научных текстов, исследованы его особенности и выделены основные стадии развития, а также экспериментально подтверждена его продуктивность при решении различного типа задач.
Цель исследования: определить типичные для подростков ситуации социального взаимодействия с заданной нормой в условиях современной средней школы и выявить факторы, влияющие на поведение подростков в них.
Гипотеза исследования: <...> Главным регулятором поведения подростка в нормативной ситуации является институционально установленное правило или норма.
Цель исследования: проанализировать психологические взгляды Фомы Аквината, определить их место в структуре развития психологической мысли, ввести их в контекст отечественной истории психологии.
Положения, выносимые на защиту: <...> 2. Основным методом исследования психологических явлений у Фомы Аквинского является структурно-диалектический метод, заключающийся в поиске сущностных противоречий в исследуемом объекте и продуктивном их разрешении путем выстраивания опосредствующих категорий <...>
Цель исследования: раскрытие условий, обеспечивающих успешное развитие у детей морального выбора.
Положения, выносимые на защиту: <...> Личностная норма возникает в результате преобразования проблемной противоречивой ситуации при столкновении личных интересов с требованием исполнения моральной нормы ребенком. (Противоречивая ситуация анализируется в контексте структурно-диалектического подхода и рассматривается как средство, обеспечивающее процесс соотнесения моральных норм разного уровня).
Цель исследования: изучение условий, обеспечивающих успешное протекание диалектических преобразований образа предмета в процессе становления детских обобщений.
Гипотезы исследования: <...> 2) Процесс трансформации обусловлен применением диалектических умственных действий и имеет возрастные особенности; 3) Процесс обобщения в дошкольном возрасте активизируется, посредством развития способности к диалектическим преобразованиям образа предмета.
Цель исследования: выявить условия, способствующие проявлению у школьников собственной личностной позиции в разнообразных проблемных ситуациях на основе изучения взаимосвязей между особенностями развития субъективного пространства возможного действия и становлением личностного самоопределения.
Гипотеза исследования: <...> Диалектическое мышление как форма творческого мышления принимает участие в организации субъективного пространства возможного действия.
Цель исследования: выявление роли диалектического мышления в процессе целеполагания.
Гипотеза исследования: диалектическое мышление выступает компонентом целеполагающей активности субъекта, позволяя построить поле целей субъекта в ситуации и структурировать их в единую систему
Цель исследования: изучение особенностей развития взаимоотношений старших дошкольников со сверстникаи в процессе игрового моделирования.
Методологической основой исследования выступило положение структурно-диалектического подхода Н.Е.Вераксы о диалектических механизмах преобразования оппозиционных структур межличностных взаимоотношений
Цель исследования: раскрытие специфики генезиса игрового пространства в дошкольном детстве.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем в рамках структурно-диалектического подхода впервые поставлена проблема игрового пространства как особого феномера игровой деятельности, выявлены его структура и уровни развития, изучен механизм вхождения в игровое пространство и исследована динамика развития игрового пространства.
Цель исследования: изучение психологических особенностей понимания учебного материала у школьников.
Научная новизна: впервые дается описание логической позиции как способа категоризации информации в процессе понимания, выявлены три логические позиции (предметная, формальная и диалектическая) и прослежена их возрастная динамика.