Веракса
Николай Евгеньевич
Ru En

Исследования

Диссертационные исследования
(в контексте структурно-диалектического подхода)

Чтобы облегчить ориентацию в диссертационном материале, исследования распределены по ключевым словам, очерчивающим смысловой контекст работы.

Диалектическое мышление

Баянова Л. Ф.
Проблема взаимодействия субъекта и культуры в отечественно психологии ХХ века. Дисс. д. психол. наук. – Москва, Институт психологии имени Л.С.Выготского, РГГУ, 2009.
Белолуцкая А.К.
Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых. Дисс. канд. психол. наук. – М., Институт развития дошкольного образования РАО, 2006.

Цель исследования: выявление особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых в различных образовательных условиях

Научная новизна работы заключается в том, что впервые был проведен сравнительный анализ возрастных особенностей развития диалектических действий и различных стратегий оперирования противоположностями на протяжении жизни человека.

Литовченко Л.Н.
Трансформация образа предмета при построении обобщения в дошкольном детстве. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2000.

Цель исследования: изучение условий, обеспечивающих успешное протекание диалектических преобразований образа предмета в процессе становления детских обобщений.

Гипотезы исследования: <...> 2) Процесс трансформации обусловлен применением диалектических умственных действий и имеет возрастные особенности; 3) Процесс обобщения в дошкольном возрасте активизируется, посредством развития способности к диалектическим преобразованиям образа предмета.

Багова Р.Х.
Субъективное пространство возможного действия как фактор самоопределения личности. Дисс. канд. психол. наук. – М., Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания РАО, 2000.

Цель исследования: выявить условия, способствующие проявлению у школьников собственной личностной позиции в разнообразных проблемных ситуациях на основе изучения взаимосвязей между особенностями развития субъективного пространства возможного действия и становлением личностного самоопределения.

Гипотеза исследования: <...> Диалектическое мышление как форма творческого мышления принимает участие в организации субъективного пространства возможного действия.

Романова Е.В.
Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М., 2000.
Поздеева Г.З.
Диалектическое мышление в структуре целеполагания у старших подростков. Дисс. канд. психол. наук. – М., Институт семьи и воспитания РАО, 1999.

Цель исследования: выявление роли диалектического мышления в процессе целеполагания.

Гипотеза исследования: диалектическое мышление выступает компонентом целеполагающей активности субъекта, позволяя построить поле целей субъекта в ситуации и структурировать их в единую систему

Багдасарова Н. А.
Психологические особенности понимания учебного материала в школьном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. – Бишкек, Кыргызский институт образования, 1997.

Цель исследования: изучение психологических особенностей понимания учебного материала у школьников.

Научная новизна: впервые дается описание логической позиции как способа категоризации информации в процессе понимания, выявлены три логические позиции (предметная, формальная и диалектическая) и прослежена их возрастная динамика.

Кондакова Н.Н.
Особенности понимания физического взаимодействия детьми дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М, МПГУ, 1996.

Цель исследования: изучение роли диалектического мышления в понимании детьми дошкольного возраста физического взаимодействия.

Методологической основой исследования является стурктурно-диалектический метод анализа процессов понимания физической причинности детьми дошкольного возраста

Баянова Л. Ф.
Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника. Дисс. канд. психол. наук. - М.: МПГУ им.В.И.Ленина, 1995.
Резуанова А.Е.
Развитие диалектической структуры числовых представлений у детей дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1995.
Шиян И. Б.
Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников. Дисс. канд. психол. наук. - М., Институт развития личности РАО, 1995.
Зинурова Р.Р.
Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1995.

Цель исследования: изучение диалектических наглядных схем в качестве средств диалектического мышления дошкольников.

Положения, выносимые на защиту: 1. Диалектические наглядные схемы (ДНС) являются универсальными средствами диалектического мышления детей дошкольного возраста. 2. Возможна целенаправленная активизация диалектического мышления путем овладения ДНС. 3. Оперирование ДНС в качестве мыслительных средств эффективно влияет на развитие детской креативности. 4. Использование ДНС в качестве диалектических мыслительных средств окаывает позитивное воздействие на интеллектуальное развитие дошкольников в целом

Савина Е.А.
Развитие диалектического мышления студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплин психологического цикла. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1992
Галимов О.Р.
Развитие диалектического мышления детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с физическими явлениями. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1992.

Нормативное пространство, нормативная ситуация

Андреева Е.Б.
Социально-психологические факторы восприятия нормативных ситуаций учащимися колледжей. Дисс. канд. психол. наук. - М., МГППУ, 2011.
Юшваева И.У.
Роль профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов. Дисс. канд. психол. наук. – Москва, МГППУ, 2009.
Ульянова В.П.
Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с деликвентным поведением. - М., МГППУ, 2008.
Ильин А.В.
Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2004.
Корзинкина Н.А.
Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2004.

Цель исследования: определить типичные для подростков ситуации социального взаимодействия с заданной нормой в условиях современной средней школы и выявить факторы, влияющие на поведение подростков в них.

Гипотеза исследования: <...> Главным регулятором поведения подростка в нормативной ситуации является институционально установленное правило или норма.

Холина Н.А.
Развитие у дошкольников морального выбора в условиях воображаемого действия. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2000.

Цель исследования: раскрытие условий, обеспечивающих успешное развитие у детей морального выбора.

Положения, выносимые на защиту: <...> Личностная норма возникает в результате преобразования проблемной противоречивой ситуации при столкновении личных интересов с требованием исполнения моральной нормы ребенком. (Противоречивая ситуация анализируется в контексте структурно-диалектического подхода и рассматривается как средство, обеспечивающее процесс соотнесения моральных норм разного уровня).

Рзаева Е.И.
Развитие игрового пространства в дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1997.

Цель исследования: раскрытие специфики генезиса игрового пространства в дошкольном детстве.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем в рамках структурно-диалектического подхода впервые поставлена проблема игрового пространства как особого феномера игровой деятельности, выявлены его структура и уровни развития, изучен механизм вхождения в игровое пространство и исследована динамика развития игрового пространства.

Самсонова Е.В.
Игровое моделирование как механизм развития взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 1997.

Цель исследования: изучение особенностей развития взаимоотношений старших дошкольников со сверстникаи в процессе игрового моделирования.

Методологической основой исследования выступило положение структурно-диалектического подхода Н.Е.Вераксы о диалектических механизмах преобразования оппозиционных структур межличностных взаимоотношений

Структурно-диалектический метод анализа

Крашенинников Е. Е.
Психологические взгляды Фомы Аквинского. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 2002.

Цель исследования: проанализировать психологические взгляды Фомы Аквината, определить их место в структуре развития психологической мысли, ввести их в контекст отечественной истории психологии.

Положения, выносимые на защиту: <...> 2. Основным методом исследования психологических явлений у Фомы Аквинского является структурно-диалектический метод, заключающийся в поиске сущностных противоречий в исследуемом объекте и продуктивном их разрешении путем выстраивания опосредствующих категорий <...>

Позиционное обучение

Рачкова Е.В.
Особенности механизма уровневого анализа научных текстов у студентов младших курсов и возможности его активизации. Дисс. канд. психол. наук. – М., МГППУ, 2005.

Частные гипотезы: <...> активизация механизма уровневого анализа научных текстов возможна в условиях позиционного обучения.

Научная новизна: впервые описан механизм уровневого анализа научных текстов, исследованы его особенности и выделены основные стадии развития, а также экспериментально подтверждена его продуктивность при решении различного типа задач.

Чикирева Э.Ю.
Психологические условия развития обучаемости в детском возрасте. Дисс. канд. психол. наук. – М., МПГУ, 1998.
Смолярчук И.В.
Особенности развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. - М.: МПГУ им.В.И.Ленина, 1994.

В диссертационном ис­следовании осуществлена попытка разработки проблемы творческо­го мышления старших дошкольников в зависимости от особенностей образных средств отражения предметных связей и отношений. Автором изучены со структурных позиций феномен и специфи­ка творческого мышления детей дошкольного возраста, вари­антное разнообразие высокой креативности: высокий уровень раз­вития либо комплексных, либо циклических представлений, либо образов включения.

В исследовании на экспериментальной основе доказана возможность развития творческого мышления старших дошкольников посредством специ­ально организованной системы развивающего обучения.

Исследование расширило и углубило знания о структуре средств творческого мышления старших дошкольников, об особенностях его развития в старшем дошкольном возрасте, о возможности его активизации.

В рамках диссертационных исследований не представлено следующее направление, разрабатываемое, в первую очередь, Зададаевым Сергеем Алексеевичем.

Математическая модель диалектического мышления

  • Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель / Диалектическое обучение - М.: Эврика, 2005 - с.35-51.
  • Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель / Методологические основания модели позиционного обучения студентов педагогического колледжа (структурно-диалектический подход). Сост. Т.В.Непомнящая, М.В.Чиркова. – Красноярск: «ДарМа-печать», 2004 – с. 27-37.
  • Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С.Выготского, №1, 2000 - с.34-43.